|
Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа соответствует учитывает уровень основного общего образования; является научно-технической и профессионально-прикладной (даёт определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день теме работы с Информационно-Коммуникативными Технологиями), сквозной программой (метод проектов); |
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Интернет и мультимедиа-технологии» рассчитан на комплексное изучение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дополнительного образования детей в течение трех и более учебных лет.
Основное внимание направлено на развитие творческого мышления, индивидуальных способностей каждого ребенка, занимающегося в детском объединении.
Данная программа разработана для детей VI - Х классов, проявляющих повышенный интерес к компьютерной технике и мультимедиа - коммуникационным технологиям – школьное телевидение по компьютерным сетям, в частности.
Цель программы – развитие разносторонных способностей и формирование информационной культуры учащихся. Основной упор делается на работу в творческих, порой, многолетних проектах и освоение элементов дистанционного обучения через видеоуроки.
Основные задачи
:
-
Воспитание грамотного человека в русле времени, знающего и владеющего современными техническими средствами.
-
Формирование общекультурных навыков работы с информацией.
-
Овладение детьми новыми информационными технологиями.
-
Воспитание общественно-значимых качеств личности.
Применение дидактически обусловленных специализированных программ позволяет более успешно решать задачи формирования профессионально значимых качеств. В современном мире компьютерная грамотность неотделима от знания нескольких программных пакетов, которым в первую очередь и уделяется большое внимание. Изложение ведется последовательно от простого к сложному.
Программа объединения не дублирует школьный курс информатики. Она включает в себя следующие блоки:
-
Фото-видеостудия «x-Media». Занимаются учащиеся 6-10 классов в количестве 7 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Воспитанники познают тонкости цифровой фото-видеосъемки, учатся обрабатывать фото и видео материал с помощью компьютера. Дополнительно изучается компьютерная анимация на основе программ создания Flash – анимации для дальнейшего использования во втором блоке программы объединения (см. далее).
-
Школьное телевидение по компьютерной сети «ipTV.chalna»: Занимаются учащиеся 8-10 классов в количестве 8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Основой передачи школьных телепрограмм является компьютерная технология VoD (Video On Demand) – Видео по требованию, когда учебно-познавательные видеофильмы и презентации передаются с помощью веб-страниц со школьного веб-сервера, т.е. способа передачи мультимедиа информации (фото, видеофильмов, презентаций) по компьютерным сетям.
-
В связи с переходом школьного образования РФ на открытое программное обеспечение (опрерационная система GNU/Linux) организуется параллельное изучение программ этой операционной системы (Open Office, GIMP, Kdenlive и др.). Для этого установлена вторая операционная система «Школьный Альт-Линукс 5.0.2» на ученические компьютеры. Кстати, основу второго блока программы составляет школьный файловый и веб-серверы именно на этой операционной системе.
Выбор методов и форм для реализации программы определяется:
-
Поставленными целями и задачами.
-
Следующими принципами обучения: от практической деятельности к внутреннему развитию всех качеств личности.
-
Возможностями учащихся на данном этапе (возраст, уровень подготовки и др.)
-
Наличием соответствующей материальной базы.
Главная особенность данной программы – метод проектов. Для этого каждый учащийся выбирает себе тему своего проекта (с учетом возраста и способностей). Эти проекты сквозные, т.е. рассчитаны на несколько лет и разное количество участников (по годам).
Для реализации программы используются следующие методы:
-
Развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий)
-
Дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания)
-
Игровые - создание игровых видеофильмов познавательной направленности (на примере телепередачи «Галилео» на канале «СТС»).
При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация с помощью обучающих программ или банка личных наработок, объяснение, лекция, практическая работа с компьютером, самостоятельная работа, экскурсии, анализ ошибок, творческие задания, ролевые и деловые игры, методы устного контроля, творческие зачеты, соревнования, конкурсы.
Параллельно осваивается так называемая дистанционная формва обучения - видеоуроки через Интернет. Это перспективный способ позволяет кружковцам дополнительно, в любое свободное время через сайт кружка просматривать видеоуроки по программе. Пример тому - программы обучения операционной системе Линукс и видеоредактору Kdenlive.
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
-
Правила техники безопасности при работе на компьютере.
-
Названия и функциональное назначение, основные характеристики устройств компьютера.
-
Назначение операционной системы в компьютере.
-
Состав и назначение программного обеспечения компьютера.
-
Принципы организации информации на дисках, файловой системы.
-
Основные типы данных и операторы для одного из языков программирования.
-
Основные тэги языка HTML и их назначение
-
Технологию обработки растровой графической информации
-
Основы цифровой фотосъемки.
-
Правила обработки цифровых материалов.
-
Правила кадрирования и коррекции изображений.
-
Способы улучшения цифровых фотоснимков.
-
Адреса лучших ресурсов сети Internet для цифровых фотографов.
-
Основы видеомонтажа.
Должны уметь:
-
Работать в операционных системах Windows, Linux.
-
Выполнять основные действия с каталогами и файлами (создавать, копировать и пр.)
-
Сканировать и обрабатывать текстовую информацию, сканировать графические объекты.
-
Основные понятия об информационных сетях.
-
Технологию создания мультимедийных презентаций
-
Создание видеофильмов на основе мультимедийных презентаций.
-
Технологию создания web-сайтов в программе «Конструктор школьных сайтов»
-
Создать и обработать, растровое изображение с помощью программ Paint.net, GIMP
-
Технологию обработки векторной анимации в программе Macromedia Flash 5, Adobe Flash CS3
-
Создавать мультимедиа презентации на выбранную тему в пакетах: MS Power Point, Open Office Impress.
-
Создавать Веб-сайты для школьной компьютерной сети учебно-познавательной направленности
-
Создавать Web-страницы на языке HTML
-
Производить фото- и видео-съемку.
-
Переносить изображения с камеры на компьютер.
-
Кадрировать и редактировать изображения.
-
Создавать многослойные коллажи.
-
Использовать текстуры и шрифтовые эффекты.
-
Ретушировать фотографии. Пользоваться фильтрами.
-
Обрабатывать видеоматериал. Создавать и редактировать титры.
-
Вставлять в видеофильм статичные изображения и анимировать их.
-
Создавать меню видеофильма.
-
Выводить фильм и производить запись на диск.
В целом, программа призвана способствовать развитию, творческой самореализации ребенка, формированию потребности в самостоятельном получении новых знаний и осознанному выбору школьниками будущей профессии.
|
Для занятий кружка были разработаны следующие подпрограммы:
1. Интернет – это просто!
2. ФотоВидеоСтудия «x-Media.chalna»
3. Я – доктор своего компьютера! |
|
|
|
|
Форма и режим занятий
Кроме того, учащиеся имеют выход в Интернет для получения необходимых навыков работы и необходимой информационной поддержки занятий. Большинство кружковцев имеет дома ПК и выход в Интернет, что увеличивает эффективность занятий (особенно с элементами дистанционного обучения).
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является участие в публикации в сети Интернет, создание собственных страниц и сайтов в Интернете), участие в школьных и поселковых выставках, фестивалях, соревнованиях, школьных, районных и республиканских, Интернет - сетевых учебно-исследовательских конференциях и т.д.
Условия для реализации программы (технические средства обучения, ТСО)
Занятия этой группы проходят на базе компьютерного класса (кабинет № 56) МОУ Чалнинской средней общеобразовательной школы. Данный кабинет пригоден для занятий кружка и имеет необходимое оборудование (ТСО): видеопроектор, 7 ПК (Pentium Dual Core: 1,8 GHz/1GB/100Mbps LAN, выход в Интернет) + 1 учительский ПК (Pentium-4: 1GHz/512 kB/100Mbps LAN, выход в Интернет) + выделенный сервер (Pentium Core 2 Duo: 2,4GHz/1GB/100Mbps LAN). Также имеются цифровые фотокамера, 2 видеокамеры, 2 веб-камеры, аудиоаппаратура: микрофоны, колонки, наушники.
Учебно-методический план
|
Планирование кружка информатики "Мультимедия и Интернет" |
|
|
|
|
|
|
|
Группа |
Название программы и разделы |
1 гр |
2 гр. |
|
1+2 |
Создаём свой сайт: 1. Интернет - это просто! |
8 |
16 |
24 |
|
2. Конструктор школьных сайтов |
8 |
8 |
16 |
2 |
Фотовидеостудия на ПК: 1. Камеры и съемка |
|
8 |
8 |
2 |
2. Цифровое видео |
|
24 |
24 |
1+2 |
3. Flash - анимация |
24 |
24 |
48 |
1 |
4. Графический редактор Pain.net |
16 |
|
16 |
2 |
Я - доктор своего компьютера! |
|
16 |
16 |
1+2 |
Работа в Интернете |
56 |
64 |
120 |
|
Итого: |
|
|
272 |
Приложение:
О дистанционном обучении>>