Программа
   


п. Чална Пряжинский районный Дворец творчества детей и молодежи
Республика Карелия

Программа

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная дополнительная образовательная программа
соответствует учитывает уровень основного общего
образования; является научно-технической и
профессионально-прикладной (даёт определенные навыки
и умения в актуальной на сегодняшний день теме работы
с Информационно-Коммуникативными Технологиями),
сквозной программой (метод проектов);

 

 

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Интернет и мультимедиа-технологии» рассчитан на комплексное изучение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дополнительного образования детей в течение трех и более учебных лет.

Основное внимание направлено на развитие творческого мышления, индивидуальных способностей каждого ребенка, занимающегося в детском объединении.

Данная программа разработана для детей VI - Х классов, проявляющих повышенный интерес к компьютерной технике и мультимедиа - коммуникационным технологиям – школьное телевидение по компьютерным сетям, в частности.

Цель программы – развитие разносторонных способностей и формирование информационной культуры учащихся. Основной упор делается на работу в творческих, порой, многолетних проектах и освоение элементов дистанционного обучения через видеоуроки.


Основные задачи
:

 

  • Воспитание грамотного человека в русле времени, знающего и владеющего современными техническими средствами.

  • Формирование общекультурных навыков работы с информацией.

  • Овладение детьми новыми информационными технологиями.

  • Воспитание общественно-значимых качеств личности.

Применение дидактически обусловленных специализированных программ позволяет более успешно решать задачи формирования профессионально значимых качеств. В современном мире компьютерная грамотность неотделима от знания нескольких программных пакетов, которым в первую очередь и уделяется большое внимание. Изложение ведется последовательно от простого к сложному.


Программа объединения не дублирует школьный курс информатики. Она включает в себя следующие блоки:

  1. Фото-видеостудия «x-Media». Занимаются учащиеся 6-10 классов в количестве 7 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Воспитанники познают тонкости цифровой фото-видеосъемки, учатся обрабатывать фото и видео материал с помощью компьютера. Дополнительно изучается компьютерная анимация на основе программ создания Flash – анимации для дальнейшего использования во втором блоке программы объединения (см. далее).

  2. Школьное телевидение по компьютерной сети «ipTV.chalna»: Занимаются учащиеся 8-10 классов в количестве 8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Основой передачи школьных телепрограмм является компьютерная технология VoD (Video On Demand) – Видео по требованию, когда учебно-познавательные видеофильмы и презентации передаются с помощью веб-страниц со школьного веб-сервера, т.е. способа передачи мультимедиа информации (фото, видеофильмов, презентаций) по компьютерным сетям.

  3. В связи с переходом школьного образования РФ на открытое программное обеспечение (опрерационная система GNU/Linux) организуется параллельное изучение программ этой операционной системы (Open Office, GIMP, Kdenlive и др.). Для этого установлена вторая операционная система «Школьный Альт-Линукс 5.0.2» на ученические компьютеры. Кстати, основу второго блока программы составляет школьный файловый и веб-серверы именно на этой операционной системе.


Выбор методов и форм для реализации программы определяется:

  • Поставленными целями и задачами.

  • Следующими принципами обучения: от практической деятельности к внутреннему развитию всех качеств личности.

  • Возможностями учащихся на данном этапе (возраст, уровень подготовки и др.)

  • Наличием соответствующей материальной базы.

Главная особенность данной программы – метод проектов. Для этого каждый учащийся выбирает себе тему своего проекта (с учетом возраста и способностей). Эти проекты сквозные, т.е. рассчитаны на несколько лет и разное количество участников (по годам).

Для реализации программы используются следующие методы:

  • Развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий)

  • Дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания)

  • Игровые - создание игровых видеофильмов познавательной направленности (на примере телепередачи «Галилео» на канале «СТС»).

При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация с помощью обучающих программ или банка личных наработок, объяснение, лекция, практическая работа с компьютером, самостоятельная работа, экскурсии, анализ ошибок, творческие задания, ролевые и деловые игры, методы устного контроля, творческие зачеты, соревнования, конкурсы.

 

Параллельно осваивается так называемая дистанционная формва обучения - видеоуроки через Интернет. Это перспективный способ позволяет кружковцам дополнительно, в любое свободное время через сайт кружка просматривать видеоуроки по программе. Пример тому - программы обучения операционной системе Линукс и видеоредактору Kdenlive. 


Ожидаемые результаты:

 

 

Должны знать:

  • Правила техники безопасности при работе на компьютере.

  • Названия и функциональное назначение, основные характеристики устройств компьютера.

  • Назначение операционной системы в компьютере.

  • Состав и назначение программного обеспечения компьютера.

  • Принципы организации информации на дисках, файловой системы.

  • Основные типы данных и операторы для одного из языков программирования.

  • Основные тэги языка HTML и их назначение

  • Технологию обработки растровой графической информации

  • Основы цифровой фотосъемки.

  • Правила обработки цифровых материалов.

  • Правила кадрирования и коррекции изображений.

  • Способы улучшения цифровых фотоснимков.

  • Адреса лучших ресурсов сети Internet для цифровых фотографов.

  • Основы видеомонтажа.

Должны уметь:

  • Работать в операционных системах Windows, Linux.

  • Выполнять основные действия с каталогами и файлами (создавать, копировать и пр.)

  • Сканировать и обрабатывать текстовую информацию, сканировать графические объекты.

  • Основные понятия об информационных сетях.

  • Технологию создания мультимедийных презентаций

  • Создание видеофильмов на основе мультимедийных презентаций.

  • Технологию создания web-сайтов в программе «Конструктор школьных сайтов»

  • Создать и обработать, растровое изображение с помощью программ Paint.net, GIMP

  • Технологию обработки векторной анимации в программе Macromedia Flash 5, Adobe Flash CS3

  • Создавать мультимедиа презентации на выбранную тему в пакетах: MS Power Point, Open Office Impress.

  • Создавать Веб-сайты для школьной компьютерной сети учебно-познавательной направленности

  • Создавать Web-страницы на языке HTML

  • Производить фото- и видео-съемку.

  • Переносить изображения с камеры на компьютер.

  • Кадрировать и редактировать изображения.

  • Создавать многослойные коллажи.

  • Использовать текстуры и шрифтовые эффекты.

  • Ретушировать фотографии. Пользоваться фильтрами.

  • Обрабатывать видеоматериал. Создавать и редактировать титры.

  • Вставлять в видеофильм статичные изображения и анимировать их.

  • Создавать меню видеофильма.

  • Выводить фильм и производить запись на диск.


В целом, программа призвана способствовать развитию, творческой самореализации ребенка, формированию потребности в самостоятельном получении новых знаний и осознанному выбору школьниками будущей профессии.


 

 

 

Для занятий кружка были разработаны
следующие подпрограммы:

 

1.      Интернет – это просто!

2.      ФотоВидеоСтудия «x-Media.chalna»

3.      Я – доктор своего компьютера!

 

 

Форма и режим занятий

Кроме того, учащиеся имеют выход в Интернет для получения необходимых навыков работы и необходимой информационной поддержки занятий. Большинство кружковцев имеет дома ПК и выход в Интернет, что увеличивает эффективность занятий (особенно с элементами дистанционного обучения).  

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является участие в публикации в сети Интернет, создание собственных страниц и сайтов в Интернете),  участие в школьных и поселковых выставках, фестивалях, соревнованиях, школьных, районных и республиканских, Интернет - сетевых учебно-исследовательских конференциях и т.д.

Условия для реализации программы (технические средства обучения, ТСО)

Занятия этой группы проходят на базе компьютерного класса (кабинет № 56) МОУ Чалнинской средней общеобразовательной школы. Данный кабинет пригоден для занятий кружка и имеет необходимое оборудование (ТСО): видеопроектор, 7  ПК (Pentium Dual Core: 1,8 GHz/1GB/100Mbps LAN, выход в Интернет) +  1 учительский ПК (Pentium-4: 1GHz/512 kB/100Mbps LAN, выход в Интернет) + выделенный сервер (Pentium Core 2 Duo: 2,4GHz/1GB/100Mbps LAN). Также имеются цифровые фотокамера, 2 видеокамеры, 2 веб-камеры, аудиоаппаратура: микрофоны, колонки, наушники.

Учебно-методический план 

 

Планирование кружка информатики "Мультимедия и Интернет"

 

 

 

 

 

 

 

Группа

Название программы и разделы

 1 гр

 2 гр.

 

1+2

Создаём свой сайт:         1. Интернет - это просто!

8

16

24

 

             2. Конструктор школьных сайтов

8

8

16

2

Фотовидеостудия на ПК: 1. Камеры и съемка

 

8

8

2

2. Цифровое видео

 

24

24

1+2

3. Flash - анимация

24

24

48

1

4. Графический редактор Pain.net

16

 

16

2

Я - доктор своего компьютера!

 

16

16

1+2

Работа в Интернете

56

64

120

 

Итого:

 

 

272

Приложение:

О дистанционном обучении>>